Техника проектирования "Кирпичный механизм"

На днях мой дорогой друг Инсаф Фазлиахметов, вице-президент Лиги Студентов РТ, напомнил мне про замечательную технику социального проектирования. 
Мы не могли найти основную информацию о ней в интернете, и, назвав её "Кирпичным механизмом", прописали заново текст и решили рассказать о ней здесь. 

Почему именно "кирпичный механизм"? Лист расчерчивается на 8 блоков в виде кирпичной кладки и заполняются пошагово.

В основе любого проекта лежит проблема, которую этот проект решает. 
Очень важно не выдумывать проблему ("не вымучивать"). Старайтесь выбирать насущные вопросы, которые касаются Вас. Зная и чувствуя проблему на себе - будет легче решить её наиболее оптимальным способом. 
"Хорошим врачем может быть тот, кто сам излечился от этой болезни"
Пример: неспособность первокурсников провести PR-кампанию проекта.

У проблемы всегда есть причины и последствия
Знание этих аспектов поможет Вам не просто прикрыть проблему, а справиться с ней, устранив причину появления. 
Способность думать на несколько шагов вперёд, значит определить последствия задолго до возникновения самой проблемы.
Пример: 
причины - недостаток знаний, отсутствие опыта
последствия - будущее некачественная реализация их проектов

Цель это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели.
Постановка цели - действие, направленное на устранение причин появления проблемы с целью не допустить негативных последствий. 
Оформляется по S.M.A.R.T - образец составления цели максимально универсальной для понимания и работы.
Цель должна быть:  

  • S - specific-конкретная 

Ставя задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что ИМЕННО вы хотите получить в результате её выполнения?

  • M - measurable - измеримая

Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс.

  • A - attainable - достижимая 

При постановке задач необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своей команды, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата?

  • R - relevant - актуальность/значимость

При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В банальном выражении необходимо самой цели задать один единственный вопрос: «Зачем?». 
Любую определенную задачу проверяйте данным вопросом: если ответ приходит сразу - все установлено правильно, если наступает неопределенность - меняйте.

  • T - time-bound - ограниченная во времени

Определение временного промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). 
Пример: Научить 100 первокурсников проводить PR-кампанию за 2 недели для реализации собственных социальных проектов и акций.


Для цели необходимо установить критерии оценки достижения: количественный и качественный
В большинстве случаев количественный критерий - это число участников проекта. А качественный - уровень выполненных проектов и заданий, изменение объёма знаний - усвоение материала, повышение уровня профессионального мастерства, освоенные навыки и другое.
Пример: Если 100 первокурсников самостоятельно проведут 100 акций с числом участников каждой не менее 50, и  результате PR-кампании наберут необходимое число участников своего основного проекта - цель будет достигнута.

При социальном проектировании очень важно опередить дальнейшие перспективы - что будет после реализации проекта?
Изменение специфики работы, увеличение/уменьшение масштабов, объединение с другим проектом или поглощение его. Всё это позволит работать над проектом в нужном направлении, дабы не сделать его одноразовым и обеспечить решение комплекса проблем.
Пример: Обучать первокурсников дополнительным навыкам работы в общественных организациях, таких как написание сценария мероприятия, составление сметы, фото- и видео- работа и так далее.

Для достижения цели необходимо разбить её на более мелкие задачи, выполнение которых во время реализации проекта позволит решить проблему. Также здесь стоит установить предполагаемые сроки проведения проекта и соотнести их с задачами.
Пример: 
1. Найти спикеров, знающих основы проведения PR-кампаний.
2. Собрать 100 первокурсников на одной площадке.
3. Провести теоретический курс и закрепить знания на практике.
4. Провести анализ проделанной работы.

Если все предыдущие блоки являлись результатом анализа обстоятельств и сбора информации и не зависели от нас, то финальная часть - схема реализации проекта - полностью творческий блок. Именно здесь Вы, применив данные из информационных блоков,и дав волю творчеству и воображению, составляете план реализации проекта.
По сути: придумываете свой проект, руководствуясь имеющимися данными. 
Пример: Создать новый проект "Школа PR и рекламы" и на протяжении двух недель, чередуя теорию и практику, научить первокурсников грамотно проводить PR-кампании социальных проектов.

Примеры, приведенные в статье защищены авторским правом и их использование без письменного согласия автора не допустимо. Коммерческое использование материала запрещено и влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Комментарии

Популярные сообщения