Техника проектирования "Кирпичный механизм"
На днях мой дорогой друг Инсаф Фазлиахметов, вице-президент Лиги Студентов РТ, напомнил мне про замечательную технику социального проектирования.
Мы не могли найти основную информацию о ней в интернете, и, назвав её "Кирпичным механизмом", прописали заново текст и решили рассказать о ней здесь.
Почему именно "кирпичный механизм"? Лист расчерчивается на 8 блоков в виде кирпичной кладки и заполняются пошагово.
В основе любого проекта лежит проблема, которую этот проект решает.
Очень важно не выдумывать проблему ("не вымучивать"). Старайтесь выбирать насущные вопросы, которые касаются Вас. Зная и чувствуя проблему на себе - будет легче решить её наиболее оптимальным способом.
"Хорошим врачем может быть тот, кто сам излечился от этой болезни"
Пример: неспособность первокурсников провести PR-кампанию проекта.
Пример: неспособность первокурсников провести PR-кампанию проекта.
У проблемы всегда есть причины и последствия.
Знание этих аспектов поможет Вам не просто прикрыть проблему, а справиться с ней, устранив причину появления.
Способность думать на несколько шагов вперёд, значит определить последствия задолго до возникновения самой проблемы.
Пример:
причины - недостаток знаний, отсутствие опыта
последствия - будущее некачественная реализация их проектов
Пример:
причины - недостаток знаний, отсутствие опыта
последствия - будущее некачественная реализация их проектов
Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели.
Постановка цели - действие, направленное на устранение причин появления проблемы с целью не допустить негативных последствий.
Оформляется по S.M.A.R.T - образец составления цели максимально универсальной для понимания и работы.
Цель должна быть:
Цель должна быть:
- S - specific-конкретная
Ставя задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что ИМЕННО вы хотите получить в результате её выполнения?
- M - measurable - измеримая
Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс.
- A - attainable - достижимая
При постановке задач необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своей команды, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата?
- R - relevant - актуальность/значимость
При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В банальном выражении необходимо самой цели задать один единственный вопрос: «Зачем?».
Любую определенную задачу проверяйте данным вопросом: если ответ приходит сразу - все установлено правильно, если наступает неопределенность - меняйте.
- T - time-bound - ограниченная во времени
Определение временного промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача).
Пример: Научить 100 первокурсников проводить PR-кампанию за 2 недели для реализации собственных социальных проектов и акций.
Для цели необходимо установить критерии оценки достижения: количественный и качественный.
В большинстве случаев количественный критерий - это число участников проекта. А качественный - уровень выполненных проектов и заданий, изменение объёма знаний - усвоение материала, повышение уровня профессионального мастерства, освоенные навыки и другое.
Пример: Если 100 первокурсников самостоятельно проведут 100 акций с числом участников каждой не менее 50, и результате PR-кампании наберут необходимое число участников своего основного проекта - цель будет достигнута.
Пример: Если 100 первокурсников самостоятельно проведут 100 акций с числом участников каждой не менее 50, и результате PR-кампании наберут необходимое число участников своего основного проекта - цель будет достигнута.
При социальном проектировании очень важно опередить дальнейшие перспективы - что будет после реализации проекта?
Изменение специфики работы, увеличение/уменьшение масштабов, объединение с другим проектом или поглощение его. Всё это позволит работать над проектом в нужном направлении, дабы не сделать его одноразовым и обеспечить решение комплекса проблем.
Пример: Обучать первокурсников дополнительным навыкам работы в общественных организациях, таких как написание сценария мероприятия, составление сметы, фото- и видео- работа и так далее.
Пример: Обучать первокурсников дополнительным навыкам работы в общественных организациях, таких как написание сценария мероприятия, составление сметы, фото- и видео- работа и так далее.
Для достижения цели необходимо разбить её на более мелкие задачи, выполнение которых во время реализации проекта позволит решить проблему. Также здесь стоит установить предполагаемые сроки проведения проекта и соотнести их с задачами.
Пример:
1. Найти спикеров, знающих основы проведения PR-кампаний.
2. Собрать 100 первокурсников на одной площадке.
3. Провести теоретический курс и закрепить знания на практике.
4. Провести анализ проделанной работы.
Пример:
1. Найти спикеров, знающих основы проведения PR-кампаний.
2. Собрать 100 первокурсников на одной площадке.
3. Провести теоретический курс и закрепить знания на практике.
4. Провести анализ проделанной работы.
Если все предыдущие блоки являлись результатом анализа обстоятельств и сбора информации и не зависели от нас, то финальная часть - схема реализации проекта - полностью творческий блок. Именно здесь Вы, применив данные из информационных блоков,и дав волю творчеству и воображению, составляете план реализации проекта.
По сути: придумываете свой проект, руководствуясь имеющимися данными.
По сути: придумываете свой проект, руководствуясь имеющимися данными.
Пример: Создать новый проект "Школа PR и рекламы" и на протяжении двух недель, чередуя теорию и практику, научить первокурсников грамотно проводить PR-кампании социальных проектов.
Примеры, приведенные в статье защищены авторским правом и их использование без письменного согласия автора не допустимо. Коммерческое использование материала запрещено и влечет за собой административную и уголовную ответственность.
Примеры, приведенные в статье защищены авторским правом и их использование без письменного согласия автора не допустимо. Коммерческое использование материала запрещено и влечет за собой административную и уголовную ответственность.
Комментарии
Отправить комментарий