Multitasking или "за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь"

Как часто Вы, садясь за работу или чтение, отвлекаетесь на просмотр ТВ, ответ на сообщение, проверку почты или разговор? При этом вы, наверняка, чувствовали себя активными, успешными и энергичными, "успевая всё и сразу".
Но сколько времени затрачивала у вас работа в таком режиме? Уверена, что вдвое-втрое больше, чем это требовалось на самом деле.
Многозадачность - способность человека выполнять несколько задач одновременно; переключение между задачами, требующее смены конктекстов.
Но так ли это хорошо, как мы думаем?
Давно известно, что многозадачность мешает продуктивности. А также способствует снижению:
  • мозговой активности - отвлекающие мысли могут существенно снизить уровень IQ.
  • творческих способностей (профессионалы, которые вынуждены постоянно переключаться между задачи, часто сталкиваются с проблемами при решении проблем, требующих аналитического или творческого подхода. Так как творческие идеи и мысли имеют очень короткий срок годности и имеют свойство улетучиваться так же быстро, как и всплывают в нашем сознании, пока вы заняты миллионом задач - риск упустить гениальную идею увеличивается в разы. В результате многозадачность становится причиной творческого блока и снижения креативной активности вашего мозга.)
  • качества работы
  • общей скорости (каждое переключение между задачами затрачивает определенное количество ресурсов нашего мозга, в следствии чего каждое следующее переключение дается мозгу все труднее и способствует общему снижению скорости работы)
  • концентрации (люди не способны сосредоточиться и отфильтровать нужное)
Также мультитаскинг:
  • делает людей невежливыми и неэтичными и разрушает социальные связи (вместо того, чтобы уделять внимание человеку, который сидит напротив вас, вы отсылаете сообщения или занимаетесь чем-то еще
  • вызывает беспокойство и стресс. (Состояние "тумана в голове", наступающего вследствие постоянного переключения с одной задачи на другую и стремления успеть все, объясняется излишней выработкой гормонов стресса кортизол и адреналин, которые приводят к over-stimulation - перестимуляции головного мозга. В итоге наш мозг начинает "получать кайф" от постоянной потери фокуса и очередного поиска. Что явно негативно складывается как на общей работе, так и на состоянии человека.)
  • выматывает (Переключая внимание с одной задачи на другую, мозг сжигает глюкозу, которая нужна для сохранения концентрации. Из-за постоянного переключения топливо быстро расходуется и мы чувствуем себя уставшими уже через несколько минут, потому что мы в прямом смысле исчерпали питательные ресурсы мозга. )
Существует понятие "допустимой многозадачности" - выполнение параллельных действий без переключения между ними. Есть 2 условия допустимой многозадачности:
1. одна из выполняемых задач должна быть рефлекторной
2. задачи должны управляться разными участками головного мозга.
К примеру слушать музыку во время тренировки - допустимая многозадачность, так как тренировка регулируется моторно-двигательной системой,
Но вот комбинация учебы с другими действиями (например, просмотр телевизора) приводит к тому, что информация откладывается в полосатом теле, отделе мозга, отвечающим за условные рефлексы, поведение и навыки, но не за хранение фактов и идей. Если отвлекающих факторов нет, то информация попадает в гипоталамус, где она структурируется по разным критериям, что значительно облегчает доступ к ней в будущем.

Решение:
1. исключить шум. Во время работы не отвлекаться на телефон, социальные сети, проверку почты. Определите время для отправки e-mail и сообщений в социальных сетях, это позволит вам максимально погружаться в работу.
Дизайнер и художник Паоло Кардини предлагает всерьез задуматься об однозадачности и даже создает однозадачные чехлы для iPhone;)


2. систематизация. "Работа заполняет время отпущенное на нее" - если вы научитесь концентрироваться на задаче в течении определенного отрезка времени, качество ее выполнения вырастет в разы. И риск совершения ошибок, в следствии спешки и торопливого переключения с одной задачи на другую, будет минимальным. Полезной является техника Pomodorro: таймер, определяющий 25 минут для работы и 5 минут для отдыха. Техника Desktime с более длительными промежутками времени: 52 минуты работы и 17 минут отдыха, позволяют выполнять более сложные задачи. Такие отрезки времени являются максимально комфортными для нашего мозга в плане концентрации и работы над одной задачей.
3. GTD - "getting think done". Методика хранения в голове только самого необходимого, а для всего остального использовать "внешние носители", такие как: ежедневники, блокноты для записей, приложения в телефоне и прочее.

Рекомендованная литература:



  1. Эдвард М.Халловэлл "Не отвлекайте меня!"
  2. Джек Льюис и Адриан Вебстер "Мозг: краткое руководство."
  3. Daniel Levitin "The organaized nimd: Thinking Straight in the Age of Information Overload"
  4. Daniel Kahneman "Thinking, Fast and Slow" 
  5. Charles Duhigg "The Power of Habit"


Комментарии

Популярные сообщения